СКОРБНЫЙ ПУТЬ ЦАРЯ МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II НА УРАЛЬСКУЮ ГОЛГОФУ
Святое Божественное Писание гласит: Мною цари царствуют. Господь низлагает царей и поставляет на царство. Ибо от Господа дана царям держава и сила Всевышнего /Прем.6,1-2/. Благочестивый царь - кормилец народа. Царь - помазанник Божий, посвященный на царство Самим Господом. Даже в мыслях страшись и бойся злословить царя. Тебе ли судить твоего Судию? Тебе ли понимать и знать тайны сердца Его? /Еккл.10,20-24/. Благочестие народа год от года уменьшается. Нравственность падает и умножается зло. Ибо сколько будет стареть век, столько будет умножаться зло. И восстанет народ на народ и царство на царство. Люди станут непостоянны в делах и помыслах. И не сжалится человек над ближним своим, предавая дома их на разрушение и сожжение. Дети будут господствовать над царствами. И будет в народе один угнетаем другим /3 Езд.15, 14-21/.
Таковы будут по слову св. Писания свойства нечестивых людей, убивших своего царя - Помазанника Божия и захвативших власть. За грехи народа, ведущего безнравственную жизнь, Господь отнимет у народа мудрых начальников. И попустит господствовать братоубийственному кровопролитию и всякой неправде, дабы болезнь и нечестие обратились на главу их. Дабы опытом познал народ, как жилось ему при Помазаннике Божием и как при управлении людей, поправших закон Божий и отеческие заветы Его.
Будущий император Николай Александрович был первый сын царя Александра. О рождении наследника жители северной столицы узнали по сигналу трехсот одного пушечного выстрела со стен Петропавловской крепости. Православный народ с радостью и ликованием принял эту благую весть, но богомудрые старцы говорили, что царственный младенец, родившийся в день памяти праведного многострадального Иова, обречен Промыслом Божиим на многие страдания.
Светло и радостно праздновали все рождение царственного первенца. Мог ли кто подумать в то время, что этот младенец еще до своего рождения был предопределен Промыслом Божиим на страдания и мученическую смерть за грехи русского народа. Что только после его мученической кончины люди поймут и познают, как Россия наслаждалась истинным благоденствием и пользовалась уважением всех народов. И как стала страдать истинным несчастием и стала попираться многими народами без Помазанника Божия.
Возрастал Великий Князь бодрым, но серьезным и часто задумчивым. Он удивлял своих воспитателей разумными и практическими суждениями в разных вопросах науки, недолюбливая мечтательных увлечений. Юный Николай с ранних лет проявлял кристальную честность, поразительную искренность и глубокую религиозность. Все необычайные его дарования говорили за то, что Десница Божия изначала отметила его как Своего избранника и вела особыми и таинственными путями к мученическому венцу за грехи народа.
Достигнув юношеского возраста, будущий царь удивлял всех простотой образа жизни. Не выносил внешнего блеска и бесполезной пышности. В комнате своей имел весьма скромную обстановку, ведя по примеру отца самый простой образ жизни. В то же время в своих занятиях он строго придерживался заведенного порядка, предпочитая проводить время в уединении. В нем сказывалась чисто русская черта - тяга ко всему русскому. Тяга даже к русскому столу с его национальными блюдами.
Неотвратимо близилось время, когда на еще неокрепшие плечи юного Цесаревича падет бремя царской власти, под тяжестью которого сгибались такие богатыри духа, как его могучий отец. Но в Небесном Совете была уже окончательно решена его безвременная кончина. Этот могучий богатырь, спокойный и миролюбивый по своему складу характера, обнадеживал всех своим долгоденствием. Но душевные волнения и чрезмерные труды незаметно подточили несокрушимое здоровье императора.
Больной Государь почти ежедневно вел задушевные беседы с сыном, давая свои советы и указания относительно ведения государственных дел и устроения будущих семейных отношений. В своей последней беседе он говорил: тебе, сын мой, предстоит взять с моих плеч тяжелейший груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес я и предки наши. Я передаю тебе царство, Богом врученное мне. К Богу всегда направляй поток жизни твоей. Невелик у тебя ручей жизни в этом мире. Направь ее к Богу, чтобы в свое время этот ручей стал полноводной рекой радости в жизни будущей. Любящие Бога да станут твоими друзьями, а кто любит забавы и пьянство, с теми не останавливайся на пути твоем. С мерой приобретай себе золото, сын мой, а в накоплении знаний и мудрости не знай сытости. Не стыдись учиться всю жизнь. Св. Писание изучай прилежно, ибо только в нем ты найдешь ответы на все твои трудноразрешимые вопросы. Св. Писание пусть станет для тебя ложем и трапезой в делах твоих. Всем старайся творить и делать добро сколько можешь. Будь солнышком для всех, а не грозовой тучею.
Я завещаю тебе, сын мой, любить все, что служит к благу, чести и достоинству России. Всегда помни, что ты несешь ответственность за судьбы подданных пред Господом Богом и Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царственного долга да будет для тебя основой жизни. В делах и решениях будь тверд и мужествен. Никогда и ни в чем не проявляй слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней держись независимости. Всегда помни, что у России нет бескорыстных друзей. Нашего могущества и огромности территории боятся и страшатся. Всеми силами избегай войн и кровопролития. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она уже не однажды спасала Россию от неминуемой гибели. Укрепляй семью, ибо она основа всякого государства.
Наступили последние минуты. Все дети и близкие собрались вокруг умирающего отца. И вот, в 2 часа 15 мин. по полудни, царь-миротворец склонил главу на плечо Государыни, стоящей коленопреклоненно с левой стороны. Закрыл глаза и тихо, тихо отдал дух свой Господу Богу.
День коронования Цесаревича Николая на царство состоялся 14 мая 1896г. в Москве. С минуты помазания на царство он почувствовал себя подлинным Помазанником Божиим. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с нею.
Молодой государь обладал поистине рыцарски-благородным достоинством. Обладал прямодушием и простотой в обхождении. Обладал беспримерной выдержкой. Его сердобольное сердце было способно сочувствовать и сопереживать чужому горю. Понимать страждущую душу, находя утешение и отраду в делах любви и милосердия. Многие из государственных сановников порицали его за редкую доброту. В обыденной жизни император Николай был очень прост и непритязателен. Не носил дорогих ювелирных украшений и ценностей. Любил скромную пищу. Никогда не просил и не требовал изысканных и особенных блюд. Характер имел ровный, уравновешенный и спокойный. Никогда не возвышал голоса до крика. Никогда не видели его ни бурно-гневным, ни оживленно-радостным. Его простую и бесхитростную натуру тянуло более к людям простым и незаметным в обыденной жизни.
Преподобный Серафим Саровский по откровению Божию написал письмо к тому царю, которому Небесным предопределением назначено быть на Саровском торжестве веры. «Когда среди лета запоют Пасху», что и было исполнено игуменьей Марией, вручившей письмо лично Государю Николаю в Дивеево 20 июля 1903 года. Что было написано в том письме, осталось тайной. Можно только предполагать, что святой прозорливец заранее предвидел все грядущее. Он, вероятно, предупреждал Помазанника Божия о грядущих грозных событиях. Укреплял Государя. Говорил и вразумлял, что все, что свершится, - не случайно и ошибочно, но по предопределению Предвечного Совета Божия. Дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом, но до конца донес свой мученический крест, подобно Спасителю нашему.
Но еще более ясно Бог открыл в необычном видении послушнице женского Киевского монастыря девочке Оле Бойко о предстоящей мученической кончине царя Николая. Эта девочка после приобщения Св. Тайн уснула необычным сном. Спала 40 дней, не просыпаясь и не принимая пищи. Проснувшись 3 марта 1917 года, она говорила, что была взята ангелами на небо. Видела там светлый хрустальный стол, за которым сидели пророки, апостолы и мученики. Выше этого стола стоял на воздухе невыразимо чудный престол, на котором сидел Господь наш Иисус Христос, а по правую сторону на другом подобном же престоле сидел Государь Николай Александрович в ослепительно белой царской порфире и золотой короне со крестом.
Оле было сказано, что за грехи и беззакония народа, по попущению Божию, царь будет свергнут с престола. Его, как и Небесного Царя Иисуса Христа, нечестивые люди оклевещут, оплюют, опорочат, унизят и убьют. За это весь русский народ будет жестоко наказан Богом, а царь Николай будет царствовать на небе с мучениками и всеми святыми. И дастся ему власть судить своих врагов и недоброжелателей.
Много есть еще и других свидетельств и откровений, свидетельствующих о неслучайном временном торжестве нечестивых людей. Но по преднамеренному попущению Божию за их нераскаянную злобу и отступление от веры, нечестие и злоба их обратились на их же главу. Во всем этом видится беспредельная сила Создателя и то, что всем видимым Он управляет по Своей воле. Что без Его воли даже смерть никого не может коснуться, ибо Господь, Творец и Владыка, все устрояет по Своей воле.
В неусыпных трудах и заботах проходили дни за днями Императора Николая. Но, к его прискорбию, смута, посеянная людьми, враждебными существующему государственному строю, разрасталась и разгоралась все сильней и сильней. Подпольная работа по подготовке государственного переворота временами выходила наружу. Агенты этой тайной организации под разными благовидными предлогами сеяли смуту в умах легковерной части людей. Убивали энергичных государственных деятелей. Целый ряд покушений предпринимался и на самого Государя. Но Государь пока находился под защитой Всевышнего.
Врагам России было крайне неприятно и нежелательно видеть могущество ее. Они постоянно замышляли против нее все новые и новые интриги. Чья-то невидимая рука из-за океана всячески содействовала возникновению беспорядков среди народа. И вот грянула революция 1917 года, когда к власти пришла партия большевиков, и всю царскую семью подвергли аресту и заточили в Екатеринбурге.
Кровавая развязка неумолимо приближалась. В начале июля к царским мученикам перестали допускать священника для богослужений. И вот, 18 июля в екатеринбургских газетах появилось сообщение президиума Уральского областного совета рабочих депутатов, в котором говорилось, что в виду приближения контрреволюционных банд к столице Урала и в виду возможности того, что Императору удастся избежать народного суда, президиум совета постановил: расстрелять бывшего царя Николая Романова. Приговор приведен в исполнение.
Так закончили свою многострадальную жизнь Царственные мученики. Совершено небывалое в истории народов мира страшное злодеяние. Но царские мученики до скончания века будут ублажаться и прославляться не только Православной русской, но и Вселенской Церковью как святые мученики, за правду Христову пострадавшие.
Убит Государь, Помазанник Божий. Убит удерживающий гнев Божий. Смертный грех цареубийства тяготеет над всей Россией. И потому для того, чтобы иметь хотя бы маленькую надежду на снятие греха с народа, необходимо помимо общего покаяния прославить Государя во главе царских новомучеников. И тогда Государь, печальник о всей страждущей России, поклонится Престолу Божию. И сотворит сугубую молитву о спасении народа. Чтобы вновь мы полюбили правду и милосердие. Полюбили всепрощение и доброту. Полюбили чистоту отношений и отвергли пороки, отлучающие и отдаляющие нас от любви Божией. И верится, что Царские мученики не оставят отчизны своей в несчастии и поругании.
Георгий Звонарь
Екатеринбург |